Как уберечь молодежь от наркотиков и токсических веществ?
Комиссаров, Б. Г. Подросток и наркотики. Выбери жизнь! / Б. Г. Комиссаров. – Ростов н/Д: Феникс,2001. – 128 с.
Как уберечь молодежь
от наркотиков и токсических
веществ?
Проблема употребления молодежью и подростками наркотических веществ по своей важности является одной из самых острых в России. Прием веществ, вызывающих изменения со стороны эмоциональной сферы, восприятия, ощущений, нарушающих процессы мышления и памяти, отмечены во всех городах и районах Ростовской области. На учете у врачей-наркологов состоит более 7 тысяч молодых людей и подростков, употребляющих наркотики и токсические вещества. К сожалению, это лишь надводная часть айсберга. Наиболее часто используемые подростками наркотики — это марихуана и опий, так как они наиболее доступны и относительно дешевы. Распространено также употребление токсикоманических веществ в виде вдыхания паров бензина, растворителей, клея и т. д.
Наркотики употребляются всеми группами несовершеннолетних — это подростки в школах, учащиеся колледжей; принимают наркотики и студенты вузов, работающая и неработающая молодежь, поэтому выделить какую-то наиболее подверженную наркомании группу риска достаточно трудно.
Возрастная группа детей 10-12 лет
Ученики этого возраста (5—6 классы) употребляют наркотики достаточно редко, им пока достаточно курения табака, это уже поднимает их рейтинг среди одноклассников в школе и во дворе. Некоторые эпизодически, чаще с более старшими подростками начинают употреблять алкоголь. Типичным в этом возрасте является формирование групп для употребления дешевых токсических веществ (бензин, растворители, клей «Момент»). Эти группы возникают по месту жительства подростков, в школах, поэтому в первую очередь попадаются на глаза всезнающим бабушкам, реже — учителям.
При проведении профилактических бесед с детьми данного возраста темы вреда курения, токсикомании, пьянства должны преобладать. Уважаемые родители, дедушки и бабушки, уделяйте именно в этом возрасте своему чаду как можно больше внимания, ибо именно сейчас решается вопрос, будет ли оно в дальнейшем пить и курить или вырастет здоровым человеком.
Рассказывая подросткам о вреде курения, употребления токсикоманических веществ, не следует увлекаться перечислением их видов, а также способов приготовления и употребления. Беседы о наркотиках в этой возрастной группе необходимо проводить обзорные, все равно ребята знают о них от старших товарищей.
Возрастная группа детей 13-14 лет
Этих интересует возможность употребления так называемых «легких» наркотиков. Подростки данной группы уже эпизодически пробовали марихуану, гашиш, некоторые виды стимуляторов из любопытства; информацию о наркотиках получают от старших товарищей и друг от друга. Представление о наркомании как о тяжелой болезни, нуждающейся в длительном и не всегда успешном лечении, отсутствует. Считают, что наркотики из конопли не опасны, не видят угрозы психической и физической зависимости. Верят в то, что в любое время в случае необходимости смогут отказаться от очередной дозы. Характерным для детей данного возраста является то, что они не задумываются над пагубными последствиями употребления наркотических веществ ни сегодня, ни потом; не владеют вопросами юридической ответственности за употребление, хранение и распространение наркотиков. Проводя профилактическую работу с этой категорией подростков, необходимо постоянно акцентировать внимание на обязательной вначале физической, а потом и психической зависимости от яда, который они добровольно вводят в свой организм и который в скором будущем нанесет непоправимый вред их здоровью. Следует рассказать, что каждый наркоман проходит трудный путь перехода от более «легких» наркотиков к более «тяжелым». Любой наркотик разрушает личность, делает человека безвольным, неспособным учиться и работать, жить счастливо в семье и в обществе.
Возрастная группа 15—17 лет
Молодые люди этого возраста знают о наркотиках гораздо больше, чем подростки из предыдущей группы. Довольно часто их теоретические знания подкреплены и собственным опытом. Часть ребят сменила место учебы, кто-то пошел работать, т. е. изменился жизненный стереотип, что повлекло за собой изменение стереотипа поведения. Появились новые, иногда старшие по возрасту друзья, перед которыми для самоутверждения или для врастания в новый коллектив необходимо сделать что-то необычное, чем-то выделиться. В этом возрасте появляются новые формы общения, проведения досуга, любовь…
По отношению к наркотикам молодежь в этом возрасте можно разделить на «сторонников», «противников» и «колеблющихся». В борьбе за здоровый образ жизни наибольшее внимание необходимо обращать на «колеблющихся», активно привлекая к беседам и дискуссиям «противников».
Непоправимый вред профилактической работе с молодежью наносят бывшие заключенные, многие из которых, употребляя наркотики, предлагают их и подросткам в темных дворах и подворотнях. В профилактических беседах со старшей группой полезно вести беседу в виде диалога, но не сбиваясь на стиль вопрос—ответ. Нужно иметь в виду, что информация, направленная на запугивание аудитории, нагнетание страстей и плохое знание тематики лектором, принесет скорее вред, чем пользу. Поэтому необходимо максимально точно и объективно показать степень риска появления зависимости от наркотиков в (случае их частого и длительного приема. Уголовно-правовые и социальные вопросы обязательно должны проходить красной нитью в каждой беседе с подростками.